понедельник, 4 апреля 2016 г.

Гонщики СССР Карнеев Владимир Иванович

Владимир Иванович Карнеев
/16.01.1913 - 28.11.2007/
Советский спортсмен-мотогонщик, тренер, спортивный комментатор, внёсший значительный вклад в развитие мирового и советского мотоспорта. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, шестикратный чемпион СССР.
Родился в Саранске 16 января 1913 года. Отец, Иван Николаевич окончил Императорское московское техническое училище, стал инженером-механиком. Мать, Елизавета Васильевна (урождённая Басова) происходила из дворянской семьи, окончила Пензенскую гимназию. Первая мировая война привела к необходимости отъезда из Саранска. Карнеевы жили в разных городах: Тифлисе, Харькове, Симбирске, окончательно остановившись в Москве.

Возможно из-за профессии отца, Владимира с детства влекло к различной технике. В возрасте 9 лет он уже самостоятельно водил автомобиль. Но и влияние матери было заметным: Владимир окончил музыкальную школу, хорошо играл на фортепиано, гитаре.
Матч ветеранов по ледовому спидвею на Центральном стадионе "Динамо" в 1972г. Слева направо: Б. Агапитов (Ижевск), В. Моисеев (Москва), С. Старых (Жуковский), В. Крючков, В. Карнеев (Москва), Л. Дробязко (одесса), Э. Янсон (Рига), Г. Плешаков (Москва), В. Сорокин (Москва), В. Кузнецов (Москва).

В 1932 году Владимир Карнеев окончил Московский автодорожный механический техникум. Имел собственный мотоцикл — английский «Коннет», затем более мощный «Жиллет» Занимался футболом, а параллельно ходил в мотосекцию спортивного общества «Локомотив». В 1938 году он пробился в состав футбольной команды мастеров Ярославской железной дороги. Но однажды его попросили подменить сломавшего ключицу мотогонщика на соревнованиях. От него требовалось только стартовать, но Владимир Карнеев неожиданно для всех выиграл стокилометровый кросс, а на следующий день ещё и шоссейную гонку. Пришлось выбирать, чему посвятить жизнь: футболу или мотоциклам. Мотоспорт взял верх.
С 1938 по 1956 год он участвовал в различных соревнованиях по мотокроссу, шоссейных линейных гонках, шоссейно-кольцевых гонках, гонках на ипподрому, летнем спидвее, гонках на льду. Его спортивный талант позволил ему весьма успешно выступать во многих видах спорта. Он стал шестикратным чемпионом СССР (пять раз в мотокроссе и один в шоссейно-кольцевых гонках), неоднократным чемпионом Москвы по мотокроссу, победителем мотокроссов имени К. Е. Ворошилова, командных мотокроссов им В. П. Чкалова и многих других соревнований. С 1940 года он выступал за мотоклуб Московского городского совета «Динамо».
В годы Великой Отечественной войны Владимир Карнеев также не расставался с мотоциклом, так как служил в автотранспортном полку связным мотоциклистом. Участвовал в обороне Москвы и Сталинградской битве. Развозил донесения сначала на советском «Иж-9», затем на трофейном NSU 600. Спортивное мастерство помогало ему уходить от атак вражеских истребителей в том числе в голой степи. На фронте же прочитал заметку в газете «Британский союзник» о прошедших в Англии гонках по спидвею. Тогда и решил для себя: «Если останусь жив и здоров, вернусь в мотоспорт и попробую заняться спидвеем». В 1943 году попал в госпиталь, после чего был направлен в Москву с заданием собрать команду спортсменов.
В. Карнеев на мототреке в г. Ленинграде 16.02.1992
После войны соревнования на иностранной техники в СССР были запрещены. Тогда Карнеев сам сконструировал мотоцикл, который был впоследствии назван его именем «ВИК-500», и участвовал и побеждал на нём в соревнованиях.
В 1949 году командующий ВВС Московского военного округа Василий Сталин создаёт мотоциклетную команду ВВС и лично уговаривает возглавить её Владимира Карнеева. Он одновременно участвует в различных соревнованиях и учится в Ленинградском военном институте физической культуры и спорта на кафедре мотоспорта. Кроме этого Владимир Иванович занимался и конструкторской работой: в это время им была сконструирована рама для ледового мотоцикла «Ява-ЭСО», придававшая ему особую устойчивость. Вскоре чехи, увидев новую раму на мотоциклах советских спортсменов-победителей различных соревнований, наладили массовый выпуск мотоциклов с ней, её основные принципы до сих пор используются всеми изготовителями ледовых рам.
С 1954 года Владимир Карнеев был заместителем председателя Федерации мотоспорта Москвы, и заместителем председателя трекового комитета Мотоциклетной федерации России. Тогда же, в 1954 году он стал первым тренером сборной СССР по мотоспорту. Он же прокладывал трассы для первых в стране международных соревнований по мотокроссу (1954 год, станция Планерная, Московская область) и шоссейно-кольцевым мотогонкам (1956 год, Ленинград).
Узнав о спидвее ещё в годы Великой Отечественной войны Владимир Карнеев продолжал развитие этого нового для СССР вида спорта. В 1952 году журнал «Физкультура и спорт» опубликовал его статью «Приблизить мотоспорт к зрителю», в которой предлагалось проведение гонок по гаревой дорожке и льду на стадионах.
По инициативе Владимира Ивановича в 1957 году в Расторгуево был проведён первый в СССР мотокросс на короткой дистанции, а в 1958 году в Тбилиси первый международный мотокросс на короткой дистанции. При его непосредственном участии был разработан проект и началось строительство ленинградского мототрека ДОСААФ. В 1956 году на гаревой дорожке Центрального стадиона имени С. М. Кирова в Ленинграде прошли показательные заезды на ипподромных мотоциклах, в которых участвовал и сам Владимир Карнеев. В 1957 году Центральным автомотоклубом были закуплены чехословацкие мотоциклы «Эсо-500» для спидвея.
В. Карнеев всегда знает, как надо... Справа от В. Карнеева - Г. Кадыров, шестикратный чемпион мира по гонкам на льду.
И наконец, в 1958 году Карнеев стал непосредственным организатором первых в СССР соревнований по мотогонкам на гаревой дорожке на специальных мотоциклах. Благодаря его энтузиазму и организаторским способностям, а также полномочиям полученным от спортивного руководства ДОСААФ СССР соревнования прошли на главной спортивной арене страны — Большой спортивной арене Центрального стадиона им. В. И. Ленина. Эти соревнования считаются рождением спидвея в стране.
Вот лишь краткий перечень его главных спортивных побед.

1945 – абсолютный* чемпион СССР по мотокроссу на 100 км («Матчлесс»).
1946 – чемпион СССР по мотокроссу на 100 км в классе 500 см3 («Матчлесс»).
1947 – чемпион СССР по мотокроссу на 100 км в классе 500 см3 («Матчлесс»).
1947 – чемпион СССР по шоссейным гонкам на 200 км в классе 750 см3 (ДКВ).
1948 – чемпион СССР по мотокроссу на 100 км в классе 350 см3 (ИЖ-350).
1949 – абсолютный* чемпион СССР по мотокроссу на 100 км (ИЖ-350).

* - Абсолютным чемпионом тогда официально называли спортсмена показавшего лучшее время среди всех классов мотоциклов.

Победы в соревнованиях, по составу участников соответствовавших чемпионатам страны

1939 – чемпион ВЦСПС по двоеборью – шоссе и кросс.
1943-47 – чемпион Москвы по мотокроссу (5 раз).
1945 – чемпион ВФСО «Динамо» по мотокроссу.
1947 – абсолютный чемпион ВФСО «Динамо» по мотокроссу.
1941 – 1-е место в мотогонках на льду на Московском ипподроме в классе 300 см3 (Всесоюзные соревнования).
1949 – 1-е место в мотогонках на Московском ипподроме в классе 750 см3 (ВИК).
1949 – 1-е место в мотогонках на льду на Московском ипподроме в классе 750 см3 – в честь 70-летия И.В.Сталина (ВИК).
1950 – 1-е место в мотогонках на льду на Московском ипподроме в классе 750 см3 – в честь 32-й годовщины Советской Армии (ВИК).
1953 – 1-е место в мотогонках на льду на Московском ипподроме в классе 750 см3 – В честь выборов в Советы народных депутатов (ВИК).
1953 – 1-е место в мотогонках на льду ЦПКО им. Кирова (Ленинград) в классе 750 см3 (ВИК).
1954 – 1-е место в мотогонках на льду ЦПКО им. Кирова (Ленинград) в классе 750 см3 (ВИК).
В скобках указаны марки мотоциклов, на которых В.И.Карнеев побеждал в соревнованиях, при этом ВИК – мотоцикл его собственной конструкции.
2http://forum.speedway.ru/topic/14064-vikarneev-100-let-so-dnya-rozhdeniya/




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.