вторник, 6 декабря 2016 г.

Из личного архива Фомина Геннадия Петровича

Март 1991
 Трудно найти кого-либо в мире нашего отечественного мотоспорта, кому было бы незнакомо имя Геннадия Петровича Фомина. Молодые гонщики скажут, что это главный тренер Центрального автомотоклуба страны. Спортсмены со стажем, судьи, спортивные журналисты добавят, что много лет подряд он возглавлял сильнейшую в стране мотокоманду ЦСКА, что без малого два десятка лет на руководящей спортивной работе в ЦК ДОСААФ СССР, что и поныне он является вице-президентом ФМС СССР. Немалым авторитетом Геннадий Петрович пользуется и в Международной федерации мотоциклетного спорта, являясь нашим представителем в комитете трековых гонок, где ему доверяют полномочия спортивного комиссара ФИМ на престижных гонках и чемпионатах мира. 
Сегодня, общаясь с Геннадием Петровичем, ощущая его эрудицию и ясность мысли, энергию и молодцеватость, трудно бывает поверить, что свою спортивную биографию неоднократный чемпион страны Фомин начинал более полувека назад, в 1940 году, будучи студентом Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Тогда ему только исполнился 21 год. С первых дней Зеликой Отечественной он в рядах знаменитого ОМСБОНа — отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД, сформированной из добровольцев, среди которых были лучшие спортсмены страны. 

После войны Фомин завершил образование, стал работать, и времени для занятий спортом у товароведа одного из столичных универмагов оставалось меньше и меньше. Трудно сказать, как сложилась бы дальше его спортивная биография, не выиграй он одну из московских кольцевых гонок, что проводились в конце 40-х годов в окрестностях ВДНХ. Тогда на своем видавшем виды М-72 Геннадий Фомин опередил многих признанных мастеров и после памятного финиша был приглашен в команду Военно-Воздушных Сил. В ряды гонщиков ВВС Фомина принимал сам «шеф» команды — Василий Сталин. Кто бы мог подумать тогда, что недавно демобилизованному молодому лейтенанту суждено стать одним из тех людей, кто будет определять в течение многих лет стратегию развития отечественного мотоспорта. 


Предвоенные соревнования 1940 года
Предвоенные соревнования 1940 года по подъему на холм в Коломенском. Геннадий Фомин студент-второкурсник МИНХа им. Плеханова защищает цвета московского «Буревестника» на своей первой машине ИЖ-7 с неподрессоренным задним колесом и параллелигриммной передней вилкой. На этом мотоцикле не было еще ручки газа. Вместо нее на руле виден рычажок-манетка, управлявший заслонкой карбюратора, а ручной рычаг переключения передач был сбоку у бензобака. 
Зимний мотокросс памяти В. П. Чкалова
Одна из самых престижных гонок до- и послевоенной поры — традиционный зимний мотокросс памяти В. П. Чкалова. Снимок запечатлел соревнования 1940 года. Сквозь морозную дымку просматривается здание столичного Северного речного вокзала. А на льду канала им. Москвы готовятся к старту В. Шлепнев (№ 70), И. Разуваев (№ 71), Г. Фомин (№ 72), В. Озеревский (№ 73). Вместо шипов, на колесах их ИЖей новой «8-й» модели бандажи из прочной брезентовой ткани с приклепанными стальными скобами противоскольжения. 
Первенство Вооруженных Сил СССР по кроссу
В 1951 году Геннадий Фомин, выступавший в классе 750 см3, стал победителем первенства Вооруженных Сил СССР по кроссу, которое проходило под Ленинградом. Сложнейшая трасса была проложена по болотистой местности. Знакомясь с ней, наиболее предусмотрительные кроссмены в самых вязких труднопроходимых местах потихоньку мостили для своих мотоциклов замаскированные от соперников гати. Однако для некоторых такие «военные хитрости» обернулись весьма плачевно — коварные соперники, исподтишка наблюдавшие за этим строительством, тайком разобрали многие из «переправ» в ночь перед гонкой. 
Дистанция командной гонки чемпионата страны 1951 года
Дистанция командной гонки чемпионата страны 1951 года в окрестностях подмосковного города Видное составляла 100 км (четыре двадцатипятикилометровых круга), а заезда на личное первенство — целых 150 км! Пожалуй, самым сложным препятствием на кроссовых трассах того времени было преодоление брода. Гонщики специально готовились к встрече с водной преградой. Обратите внимание на машину бронзового призера чемпионата Г. Фомина. На его М-72, раскрашенном в цвета ВВС (желтая звезда и полосы на голубом бензобаке), выхлопные трубы проходят не снизу, а над цилиндрами. Вдобавок воздухозаборник мотора выведен в вещевой ящик, крышка которого размещалась на бензобаке, за наливной горловиной. Золотую медаль в классе 750 см3 выиграл тогда Виктор Пылаев, а вторым был Иван Астафьев — в будущем известный столичный автогонщик. 
Гонщики ВВС после приземления в краснодарском аэропорту
Эта фотография 1951 года запечатлела гонщиков ВВС после приземления в краснодарском аэропорту (слева направо): Владимир Карнеев, Геннадий Фомин, Михаил Филин. Станислав Кудинов и Николай Соколов (оба на втором плане), Евгений Грингаут, Борис Безус. В то время лишь мотоспортсмены этой команды, создателем и главным «меценатом» которой был Василий Сталин, могли позволить себе утром, загрузив мотоциклы в военно-транспортный самолет, вылететь в Краснодар на товарищескую встречу по кроссу, а вечером после банкета вернуться в столицу. 
Верность 750 см3 классу мотоциклов
Верность семисотпятидесятикубовому классу мотоциклов Геннадий Фомин сохранил и на «кольце». Дважды, в 1952 и 1954 годах на Таллинской трассе «Пирита — Козе — Клоостриметса» его вместе с тяжеленным М-76 качали на руках болельщики и товарищи по команде. Так в те времена было принято поздравлять чемпионов страны после финиша. 
Чемпионы страны по кольцевым мотоциклетным гонкам 1954 года
Чемпионы страны по кольцевым мотоциклетным гонкам 1954 года (слева направо): Б. Гапулов — А. Хомутов (класс 750 см3 с коляской М-77, Ирбит), П. Баранов (класс 350 см3, ИЖ-50, Москва), И. Озолина (класс 125 см3, К-125С2, Москва), Н. Селиванов (класс 125 см3, К-125С2, Москва), Г Фомин (класс 750 см3, М-76 Москва). 
Почти вертикальная посадка кольцевика
Почти вертикальная посадка кольцевика сегодня может вызвать только улыбку. Как, впрочем, и необычное положение ног на подножках — ступни вывернуты носками наружу. Дело в том, что на виражах мотоциклы с оппозитными двигателями порой чиркали по асфальту своими цилиндрами. Для тех, кто слишком круто «закладывал» в поворот машину, такие касания нередко кончались падением. Носок сапога, выступавший вбок чуть дальше цилиндра, коснувшись дороги, давал понять, что наклон мотоцикла близок к критическому. Такая подстраховка необходима была выступавшим в 50-е годы на ирбитских М-76 с двухцилиндровым четырехтактным оппозитным мотором верхнеклапанного газораспределения. Некоторые гонщики оборудовали его весьма сложным в изготовлении разборным кулачковым валом, позволявшим регулировать начало фаз впуска и выпуска независимо друг от друга. 
Мотогонщики-кольцевики обязательно обходили пешком всю трассу
По существовавшей традиции, еще до начала тренировок мотогонщики-кольцевики, независимо от опыта и спортивных заслуг, обязательно обходили пешком всю трассу. Во время тренировочных сборов признанные мастера рассказывали и показывали молодым спортсменам, как проходить каждый из виражей и их связки. Секретов от начинающих не было. Иногда чемпионы даже чертили на асфальте мелом свои траектории. Снимок конца 50-х годов запечатлел (слева направо) Н. Севастьянова, Е. Субботина, В. Иванова, Е. Грингаута, Н. Соколова и Г. Фомина перед «обходом» таллиннской трассы. 
Голос Геннадия Фомина
Голос Геннадия Фомина знаком тысячам поклонников мотоспорта. Его комментарий соревнований по-летнему и зимнему спидвею и мотокроссу они могли слышать на трассах многих городов страны, в радио- и телерепортажах. Порой Геннадию Петровичу приходилось выручать даже профессионалов. Например, во время одного из московских кроссов 60-х годов на Ленинских горах он не раз подменял у микрофона Георгия Суркова, который тогда только осваивал новые для себя технические виды спорта. 
Виктор Арбеков
Первым советским чемпионом мира по мотокроссу был Виктор Арбеков. Это звание он завоевал в 1965 году. Почти вся его спортивная биография связана с мотокомандой ЦСКА, за которую он выступал с 20 лет. А в последние годы подполковник Виктор Михайлович Арбеков был ее начальником и старшим тренером, как в свое время Геннадий Фомин. 
Кубок Победы
В конце 50-х годов — начале 60-х популярнейшим кроссом был Кубок Победы, в котором выступали команды социалистических стран Европы и Китая Состязания, проводившиеся на поле пражского стадиона, неизменно собирали около 200 тысяч зрителей и по существу были прообразом современного супермотокросса. Чтобы на равных сражаться с хозяевами трассы — сильными чехословацкими гонщиками, по личному указанию главкома сухопутных войск для наших армейских спортсменов закупили несколько кроссовых мотоциклов ЭСО-350. Одну из этих одноцилиндровых четырехтактных машин Геннадий Фомин — уже «играющий» тренер ЦСКА — помогает отладить рижанину Зигурду Калькису. 
Снимки из архива Г. П. Фомина, комментировал С. Осокин






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.