понедельник, 15 января 2018 г.

Николай Прокопьевич Соколов

Спортсмены-мотоциклисты старшего поколения хорошо помнят мини-династию Соколовых. Старший, Прокопий Николаевич, удивлял многообразием своих талантов: играл за футбольную команду «Красная Пресня», разбирался в мотоциклах, совершал дальние мотопробеги, участвовал в заездах на установление рекордов, будучи от природы одаренным физически, боролся с легендарным Иваном Поддубным. 

Но больше всего Прокопий Николаевич известен как спортивный организатор и отличный мотоциклист-лидер в трековых велогонках. Участник Великой Отечественной войны, заслуженный мастер спорта, полковник П. Соколов вместе со стайером Ф. Тарачковым были многократными чемпионами и рекордсменами Советского Союза. В конце 1943 года он вместе с известным боксером Виктором Михайловым организовал и провел в Москве первый после начала войны мотокросс. На нем были представлены практически все лучшие в то время спортсмены-мотоциклисты: Виктор Кулаков, Борис Бегус, Ирина Озолина, Всеволод Юрков, Алексей Игнатьев, Виктор Вихреь, Петр Каплунов, многих из них вызвали на соревнования прямо с фронта. Среди участников этот кросс получил название пьяный, поскольку всем после финиша разрешалось выпить неограниченное количество фронтовых сто граммов. Стартовали кроссмены в основном на трофейной технике — «Велосет», «Матчлес», НСУ, БСА... 


В конце 1947 и в начале 1948 года началось создание спортивных команд ВВС Московского военного округа, шефом которых был Василий Сталин. Непосредственным же организатором и руководителем стал П. Соколов. В одной только мотокоманде было 125 спортсменов, в их распоряжении находилось даже два самолета. С 9-летнего возраста дни и ночи здесь вместе с отцом проводил сын П. Соколова — Николай. В 15 лет он вышел на старт первого своего кросса в Сокольниках. Николай прекрасно знал, что в таком возрасте его к соревнованиям не допустят и потому подделал отцовское водительское удостоверение, наклеив свою фотографию. Николай выиграл тот кросс на М-125, однако перед награждением главный судья Генрих Черкасский, еще раз просмотрев документы, с удивлением обнаружил, что у юного победителя водительский с аж аж с 1913 года! Эту запись Коля стереть не догадался. 



В следующем сезоне он уже соавтор всесоюзного рекорда скорости на 100 км вместе с водителем А. Силкиным. И снова курьез. По правилам в коляске мотоцикла должен был быть балласт, его-го роль и выполнял Николай Соколов. С 1949 по 1952 год он выиграл все юношеские соревнования по кроссу, кольцевым и зимним ипподромным гонкам, установил два рекорда на 1 км и 100 км с хода (соответственно 112 и 106 км/ч). 


Всего на счету Николая Соколова семь золотых медалей чемпиона СССР — четыре по кроссу, две — по многодневке и одна — по «кольцу». Он не без успеха выступал также в зимнем спидвее, на летних и зимних ипподромных дорожках. Николай Соколов выезжал на все первые зарубежные кроссы в Чехословакию и Францию, первым из советских спортсменов участвовал в этапах чемпионата мира в классе 500 см3. Свою спортивную карьеру закончил в 1963 году, когда на соревнованиях в Белгороде сломал бедро на 12 частей. Поскольку это был 16-й перелом в его жизни, решил — все, хватит. 

Николай Соколов на своем ЭСО-500

В 1963 году на Ленинских горах проходил этап личного чемпионата мира в классе 250 см3. Одновременно состоялись заключительные заезды чемпионата СССР на 500-кубовых мотоциклах. Николай Соколов устремляется к победному финишу на своем ЭСО-500. 

Снимок отца Николая Соколова
После смерти Иосифа Сталина попал в опалу и его сын Василий. Были арестованы почти все спортивные руководители ВВС МВО, в том числе и П. Н. Соколов. Во время обысков исчез его фотоархив. Это единственный, чудом сохранившийся снимок отца Николая Соколова (он в центре). Его не тронули, вероятно, потому, что на командарма Пятой Конной С. Буденного (справа) не было компромата. Снимок сделан 4 мая 1953 года во время награждения победителей велогонки по Садовому кольцу в Москве. Приз в руках у заслуженного мастера спорта С. Вершинина. 


Судак 1958 год
Судак 1958 год. Контрольные соревнования в только что сформированной сборной команде СССР перед поездкой на международный кросс во Францию. Претендентов пятеро — В. Пылаев, А. Дежинов. С. Кадушкин, Б. Иванов и Н. Соколов (он на снимке). За неделю провести пять кроссов, выступая поочередно на ЭСО и ИЖах. Сильнейшими оказались Иванов и Соколов. Они и отправились за рубеж. 
Бельгиец Жоэль Робер
Шестикратный победитель личных чемпионатов мира по мотокроссу в классе машин 250 см3 бельгиец Жоэль Робер (в центре). Спортивная величина номер один. Немногие спортсмены могут похвастать победой над ним. Но вот в 1961 году, когда был сделан этот снимок, Робер рискнул выступить в международном кроссе на «пятисотке» в Пшерове (Чехословакия) и проиграл И. Соколову. 


Рекордсмен страны Сергей Овчинников на М-350
Рекордные заезды на Минском шоссе под Москвой в 1950 году. За рулем двухцилиндрового мотоцикла М-350 многократный рекордсмен страны Сергей Овчинников. В качестве балласта он использовал авиационные топливные баки. 


Дебют советских мотокроссменов за рубежом в 1956 году
Дебют советских мотокроссменов за рубежом. 1956 год, Чехословакия, стадион «Строгое». Присутствует около 300 тысяч зрителей. В составе нашей команды Б. Иванов, Н. Севастьянов и Н. Соколов. Удивило их не только число болельщиков, но и трасса, один круг которой составлял всего 1 км. Это был прообраз нынешних стадион-кроссов. Наши спортсмены выступали на «гномиках» — так они назвали переделанный ИЖ-58 с опущенным седлом. Это было сделано ради снижения центра тяжести. Николай Соколов занял здесь второе место. 


Н. Соколов в Таллинне на С-354
Серпуховские мотоциклостроители в 1958 году применили на своих машинах С-354 первые полуобтекатели и доверили испытать опытный образец перед чемпионатом страны по шоссейно-кольцевым гонкам в Таллинне Н. Соколову. Набравшего высокую скорость Николая на одном из поворотов ветер сдул с трассы. Полуобтекатели были признаны опасными и запрещены. 


Александр Яковлев (слева), Николай Соколов и Виктор Арбеков (справа)
Известно, что мотокросс требует от спортсменов колоссальных физических нагрузок. Подтверждение тому эта фотография: посмотрите, какие развитые мышцы живота у этих троих известных в прошлом спортсменов. За дружеской беседой перед кроссом ветеранов в Чехословакии 1990 года Александр Яковлев (слева), Николай Соколов и первый советский чемпион мира Виктор Арбеков (справа). 


100-километровый кросс в Киеве 1956 года
100-километровый кросс в Киеве 1956 года. Подобных оврагов и бродов было немало на пути участников. Вот такими акробатическими приемами и неудержимым напором славилась езда Николая Соколова. В этом кроссе он выступал на переделанном в Серпухове ИЖ-350, в котором впервые была применена маятниковая подвеска. Финишировавший вторым лениградец С. Кадушкин отстал от Соколова на 45 минут. 


Анатолий Раутенфельд с напарником Александром Портнягиным
Почти 20 лет царствовал в кроссах, кольцевых гонках и многодневных соревнованиях Анатолий Раутенфельд. За это время он завоевал 15 золотых медалей чемпиона СССР. Снимок сделан 7 июля 1970 года на трассе в Вильнюсе. Анатолий со своим неизменным напарником Александром Портнягиным проводит последнюю в своей спортивной жизни тренировку. На следующий день с ним случилось несчастье — инсульт. Но А. Раутенфельд не покинул спорт. Вот уже 22 года он тренер Центрального автомотоклуба и считается лучшим специалистом-наставником мастеров кольцевых гонок.











Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.