Спортсмены-мотоциклисты старшего поколения хорошо
помнят мини-династию Соколовых. Старший, Прокопий Николаевич, удивлял
многообразием своих талантов: играл за футбольную команду «Красная Пресня»,
разбирался в мотоциклах, совершал дальние мотопробеги, участвовал в заездах на
установление рекордов, будучи от природы одаренным физически, боролся с
легендарным Иваном Поддубным.
Но больше всего Прокопий Николаевич известен как спортивный организатор и отличный мотоциклист-лидер в трековых велогонках. Участник Великой Отечественной войны, заслуженный мастер спорта, полковник П. Соколов вместе со стайером Ф. Тарачковым были многократными чемпионами и рекордсменами Советского Союза. В конце 1943 года он вместе с известным боксером Виктором Михайловым организовал и провел в Москве первый после начала войны мотокросс. На нем были представлены практически все лучшие в то время спортсмены-мотоциклисты: Виктор Кулаков, Борис Бегус, Ирина Озолина, Всеволод Юрков, Алексей Игнатьев, Виктор Вихреь, Петр Каплунов, многих из них вызвали на соревнования прямо с фронта. Среди участников этот кросс получил название пьяный, поскольку всем после финиша разрешалось выпить неограниченное количество фронтовых сто граммов. Стартовали кроссмены в основном на трофейной технике — «Велосет», «Матчлес», НСУ, БСА...
Но больше всего Прокопий Николаевич известен как спортивный организатор и отличный мотоциклист-лидер в трековых велогонках. Участник Великой Отечественной войны, заслуженный мастер спорта, полковник П. Соколов вместе со стайером Ф. Тарачковым были многократными чемпионами и рекордсменами Советского Союза. В конце 1943 года он вместе с известным боксером Виктором Михайловым организовал и провел в Москве первый после начала войны мотокросс. На нем были представлены практически все лучшие в то время спортсмены-мотоциклисты: Виктор Кулаков, Борис Бегус, Ирина Озолина, Всеволод Юрков, Алексей Игнатьев, Виктор Вихреь, Петр Каплунов, многих из них вызвали на соревнования прямо с фронта. Среди участников этот кросс получил название пьяный, поскольку всем после финиша разрешалось выпить неограниченное количество фронтовых сто граммов. Стартовали кроссмены в основном на трофейной технике — «Велосет», «Матчлес», НСУ, БСА...
В конце 1947 и в начале 1948 года началось создание
спортивных команд ВВС Московского военного округа, шефом которых был Василий
Сталин. Непосредственным же организатором и руководителем стал П. Соколов. В
одной только мотокоманде было 125 спортсменов, в их распоряжении находилось
даже два самолета. С 9-летнего возраста дни и ночи здесь вместе с отцом
проводил сын П. Соколова — Николай. В 15 лет он вышел на старт первого своего
кросса в Сокольниках. Николай прекрасно знал, что в таком возрасте его к
соревнованиям не допустят и потому подделал отцовское водительское
удостоверение, наклеив свою фотографию. Николай выиграл тот кросс на М-125,
однако перед награждением главный судья Генрих Черкасский, еще раз просмотрев
документы, с удивлением обнаружил, что у юного победителя водительский с аж аж
с 1913 года! Эту запись Коля стереть не догадался.
В следующем сезоне он уже соавтор всесоюзного
рекорда скорости на 100 км вместе с водителем А. Силкиным. И снова курьез. По
правилам в коляске мотоцикла должен был быть балласт, его-го роль и выполнял
Николай Соколов. С 1949 по 1952 год он выиграл все юношеские соревнования по
кроссу, кольцевым и зимним ипподромным гонкам, установил два рекорда на 1 км и
100 км с хода (соответственно 112 и 106 км/ч).
Всего на счету Николая Соколова семь золотых
медалей чемпиона СССР — четыре по кроссу, две — по многодневке и одна — по
«кольцу». Он не без успеха выступал также в зимнем спидвее, на летних и зимних
ипподромных дорожках. Николай Соколов выезжал на все первые зарубежные кроссы в
Чехословакию и Францию, первым из советских спортсменов участвовал в этапах
чемпионата мира в классе 500 см3. Свою спортивную карьеру закончил в 1963 году, когда
на соревнованиях в Белгороде сломал бедро на 12 частей. Поскольку это был 16-й
перелом в его жизни, решил — все, хватит.
Николай Соколов на своем ЭСО-500 |
В 1963 году на Ленинских горах проходил этап личного
чемпионата мира в классе 250 см3.
Одновременно состоялись заключительные заезды чемпионата СССР на 500-кубовых
мотоциклах. Николай Соколов устремляется к победному финишу на своем
ЭСО-500.
Снимок отца Николая Соколова
|
Судак 1958 год
|
Бельгиец Жоэль Робер |
Рекордсмен страны Сергей Овчинников на
М-350
|
Дебют советских мотокроссменов за рубежом
в 1956 году
|
Н. Соколов в Таллинне на С-354
|
Александр Яковлев (слева), Николай Соколов и Виктор Арбеков (справа) |
100-километровый кросс в Киеве 1956 года |
Анатолий Раутенфельд с напарником Александром Портнягиным |
Почти 20 лет царствовал в кроссах,
кольцевых гонках и многодневных соревнованиях Анатолий Раутенфельд. За это
время он завоевал 15 золотых медалей чемпиона СССР. Снимок сделан 7 июля 1970
года на трассе в Вильнюсе. Анатолий со своим неизменным напарником Александром
Портнягиным проводит последнюю в своей спортивной жизни тренировку. На
следующий день с ним случилось несчастье — инсульт. Но А. Раутенфельд не
покинул спорт. Вот уже 22 года он тренер Центрального автомотоклуба и считается
лучшим специалистом-наставником мастеров кольцевых гонок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.