ПОСЛЕВОЕННАЯ Германия, с достойной удивления быстротой оправившаяся от
разрушений в своем хозяйстве почти во всех отраслях промышленности, снова вышла
на первые мировые места.
На одном участке промышленного фронта Германии все же с горечью приходится
сознаться в своем бессилии. Мы говорим о массовом легковом автомобилестроении,
в котором американская индустрия, благодаря своей исключительно мощной
организации, является чуть ли не мировым монополистом. Немцы не могли и не
могут противопоставить американской стандартной легковой машине достойного
конкурента, ибо для организации заводов с выпуском от 300.000 и выше машин в
год потребовались бы миллиарды рублей.
Американская легковая машина все же для немецкого обывателя недоступна, т.
к. государство, желая развить отечественное автомобилестроение, обложило
иностранные машины большими оградительными пошлинами. Немцам невольно
приходится обратить свое внимание на мотоцикл. Мотоцикл не обладает, конечно,
всем комфортом автомобиля, но зато стоимость его не превышает 1.000 марок.
Это обстоятельство создает огромный спрос, от которого зависят успехи и
перспективы мотоциклетной промышленности.
Германия по количеству выпускаемых мотоциклов и по их сравнительному
распространению в стране вплотную подошла к своей единственно достойной
сопернице — Англии. По оригинальности конструкций и экономичности немецкая
промышленность, сравнительно молодая во многих случаях опередила английскую, в
достаточной степени еще консервативную.
Мировая война затормозила развитие мотоциклетной промышленности в Германии,
и в послевоенном периоде из старых фирм остались только две крупные —
"NSU" и "Вандерер"1), удельный вес
которых в общей немецкой продукции все же значителен.
Мотоциклы указанных фирм по конструкции ничего оригинального не
представляют, при чем характерно, что эти заводы, вынужденные следовать за
последними достижениями конструктивной мысли, не создавали новых конструкций, а
старались переделывать частично старые. "NSU" имеет в настоящее время
две ходовые модели 250 см³ и 500 см³, обе
четырехтактные, одноцилиндровые, с коробкой, отлитой в одном блоке с мотором.
Последняя конструктивная особенность характерна вообще для всех немецких
заводов, строящих весь мотоцикл самостоятельно.
Интересно отметить, что самостоятельной постройкой мотоциклов занято
подавляющее большинство немецких заводов, что резко отличает их от английских.
Только в самые последние годы начинает вырастать целый ряд фирм,
специализирующихся на выпуске отдельных мотоциклетных частей, например: моторы
"Кюнэ", "Колюмбус". "DKW", коробки
"Гурт" и т. д.
Заводы "Вандерер" выпускают теперь две модели: 750 см³
— двухцилиндровая, с коробкой в одном блоке с мотором и с четырьмя верхними
клапанами в каждом цилиндре.
Вторая — модель, 184 см³, одноцилиндровая с горизонтальным
расположением цилиндра — весьма схожа (повидимому, частично скопирована) с
итальянским мотоциклом "Мото-Гуци".
Благодаря большому производственному опыту указанных двух фирм, мотоциклы,
выпускаемые ими, по качеству нисколько не уступают английским.
Некоторые немецкие заводы в процессе своего развития начали с копировки
иностранных моделей, но в последние годы ими уже конструируются и выпускаются
собственные типы.
Примером может служит завод "Мабеко", входящий в концерн
крупнейшего промышленника Сименса, копировавший американский мотоцикл
"Индиан", модель "Скаут" 600 см³. С 1925 г.
заводом сконструирован собственный тип 750 см³ с верхними или
нижними клапанами. Мотоцикл "Мабеко" богато снабжен разнообразной
арматурой, дающей комфорт и удобства езды.
Переходя к основной группе немецких заводов, выпускающих мотоциклы,
остановимся на фирме "BMW" (Bayerishe Motorenwerke), известной своими
авиационными моторами.
Мотоциклы завод "BMW" начал строить только после войны и достиг в
этом деле больших успехов, выпустив целый ряд оригинальных конструкций.
Мотоциклы "BMW" строятся 3 моделей — две по 500 см³ и одна
250 см³.
Модель 500 см³ выпускается с двумя цилиндрами, расположенными
горизонтально перпендикулярно оси машины. Коробка монтирована заодно с мотором.
Передача на заднее колесо осуществляется карданным валом.
Модель "Турист" имеет боковые клапаны и с'емную крышку из
алюминиевого сплава. Модель "Спорт" — верхние клапаны с устроенными
для них в головке из алюминиевого сплава бронзовыми седлами. Головка
охлаждается маслом.
Модель 250 см³ — мотор одноцилиндровый, четырехтактный. Цилиндр
стальной, окруженный алюминиевой рубашкой. Тормоз по автомобильному образцу
устроен на коробке.
"BMW" — первая фирма в мире, построившая двойную закрытую раму
только из трех цельных, согнутых по форме, труб.
"De-Rad", являющееся отделением промышленного об'единения
"Deutsche-Werke", строит только один тип мотоцикла, преследуя этим
цель его удешевления. Мотоцикл "De-Rad" — одноцилиндровый 500 см³
— в эксплоатации оказался весьма надежным и в Берлине применяется с коляской в
виде такси. "DKW" (Deutsche kraftwerke) — самое крупное мотоциклетное
предприятие в Германии, выпускает преимущественно мотоциклеты с двухтактными
моторами2) в 500, 250 и 200 см³.
Мотор в 500 см³ — двухцилиндровый, со с'емной головкой из
алюминиевого сплава. Завод участвует во всех гонках, строит целый ряд
экспериментальных машин, в частности гоночные модели с водяным охлаждением. Из
известных фирм, строящих двухтактные машины, можно назвать фирмы
"Цюндап" и "Триумф".
Имеется еще целый ряд небольших предприятий, среди продукции которых можно
встретить довольно оригинальные конструкции, как например, "Виндгоф"
(4 цилиндровый 750 см³ с масляным охлаждением), "Арко" (с
водяным охлаждением) и т. д. Небольшая группа заводов собирает мотоциклы из
отдельных частей немецкого или заграничного производства (преимущественно
швейцарские моторы "MAD" и в меньшей доле английские "IAP",
"Блэкборн" и т. д.).
Из этих фирм заслуживает внимания "Жандр", применяющий в машине
совершенно новые принципы посадки.
В Германии особенно четко обнаруживается тенденция снизить литраж
мотоциклетных моторов из чисто экономических соображений: небольшие машины в
эксплуатации выгодней. При высокой стоимости бензина в стране этот фактор имеет
решающее значение. Немецкий мотоцикл, благодаря систематическому снижению цен
на него, имеет несомненные шансы стать в ближайшее время предметом крупного
экспорта.
Для характеристики приведем цены наиболее ходких немецких мотоциклов.
"De-Rad"
— около 600 р.
|
"DKW"
— от 360-600 р.
|
"BMW"
— до 900 р.
|
Мотоциклетный спорт, как и промышленность, находится в периоде развития,
имея в будущем большие перспективы.
В 1927 г. в Баварии был закончен постройкой Нюренберг-Ринг, представляющий
собой комбинацию всех видов гоночных дорог: километровых, скоростных, с
естественными препятствиями и т. д., и являющийся в своем роде шедевром. Весьма
популярны в стране пробеги вокруг отдельных государств, как-то Saksonfahr и т.
д.
Весьма развит в Германии мотоциклетный туризм, причем немецким
автомобильным клубом (A.D.A.C.) регулярно устраиваются групповые поездки на
мотоциклах в другие страны.
Наибольшее число побед на состязаниях за границей из немецких мотоциклетных
фирм имеет "BMW".
У нас, в Союзе наиболее распространены мотоциклы "De-Rad." В
меньшем количестве имеются "BMW", "DKW", "Триумф"
и "Мабеко".
В предстоящем всесоюзном мотоциклетном пробеге 1928 г. Москва—Тифлис—Москва
предполагается участие значительного числа немецких машин, между прочим, и
некоторых фирм, доселе у нас еще неизвестных.
Инж. А. Скерджиев
журнал За Рулем 1929
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.