Мотопробег Братск — Улан-Батор — Гоби — Хубсугул (1990 год)
НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Этот мотопробег по
маршруту «Братск — Улан-Батор — Гоби — Хубсугул — Братск» был совершен более 26
лет назад, тогда же и был написан этот репортаж (заранее извиняюсь за качество
снимков — других в те времена не могло быть). Вероятно, это было одно из первых
самодеятельных путешествий за едва приоткрывшиеся границы Советского Союза.
Напомню, что шел 1990 год. По прошествии многих лет в памяти сохранились самые
приятные воспоминания от этого приключения. Еще бы — ведь мы впервые оказались
за рубежом, где все было так необычно, в диковинку.
С тех пор в Монголии я
был еще несколько раз, в том числе и на автомобиле. Но первые впечатления —
самые сильные. Вот их с грустью сейчас и вспоминаю.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОЛЬЗЕ АВАНТЮРИЗМА
Наступает момент,
когда мужчинам требуется доказать самим себе, что они мужчины, и, уходить
туда, куда их не пускают жены и матери. И тогда совершаются большие и малые
подвиги или преступления. Все зависит от того, куда уходят мужчины...
Проект, который
задумал еще год назад электрик лесопромышленного комплекса Николай Павлов,
больше известный городской общественности как самостоятельный турист, был
настолько авантюристичен, что почти полностью удался. А это лишнее
подтверждение тому, что в нашей стране, легче добиться того, что кажется совершенно
невозможным, чем запросто купить в магазине, скажем, пылесос.
А хотел Павлов ни много,
ни мало — прокатиться на мотоцикле от Братска до пустыни Гоби, что в Монголии
и с победой вернуться назад. До последнего момента ничего, кроме необъяснимо
сильного желания, за спиной у вдохновителя и организатора туристических
побед не было. Отсутствовало приглашение, не объявлялись спонсоры и, главное,
не обнаруживалось желающих вступить на эту нехоженую тропу. Но нужно знать
Павлова, он успел вскочить на подножку уходящего поезда и втащил туда за собой
еще четверых человек, которые, будь умней, никогда бы не совершили подобной
глупости.
КОМАНДА
О каждом нужно сказать отдельно. Начнем хотя бы с Николая
Горбовского, рабочего БЛПК, а в нашей команде выросшего до звания технического
директора, отвечающего за ходовые качества трех мотоциклов «ИЖ», два из
которых были с коляской. Несколько штрихов к портрету Коли: во-первых, он
владелец недостроенной крейсерской яхты, и в иноземных скитаниях мы выдавали
его за типичного представителя советского народа, что существенно поднимало
наш престиж в глазах окружающих. Ну, а во-вторых, «прелесть» ситуации
заключалась еще и в том, что Горбовский отправился в путешествие, оставив в роддоме
жену.
Следующий — Руслан Дубов, славный представитель рабочего класса
славного города Вихоревки. У него, как у всякого из нас, были свои слабости и
увлечения. К последним можно отнести страсть к сбору всякого металлолома, что,
по-видимому, ему было привито с пионерского возраста. Поднять с дороги
валяющуюся гайку или болт, это, конечно, святое дело, но зачем тащить через всю
Монголию дырявый противень, он мне так и не объяснил, как я к нему ни приставал.
Несмотря на то, что по
мере нашего продвижения вперед коляска мотоцикла Дубова наполнялась
проволочками, веревочками и металлическими конструкциями, которых, к счастью,
на просторах Монголии оказалось не так уж и много, его железный конь с каждым
пройденным километром все больше выдыхался. У него то прогорали поршни, то
выкипал аккумулятор, то барахлил генератор. Одним словом, все, что может сломаться
у мотоцикла, у Руслана ломалось, но, как ни странно, мы все же двигались вперед,
хотя, я убежден, что не каждый владелец такой техники рискнул бы съездить на
ней в соседний магазин за хлебом, не говоря уж о многотысячном пробеге.
Еще один участник
нашего путешествия — 16-летний Дима Павлов, он же племянник нашего
руководителя, он же объект педагогического невоспитания, он же нарушитель
международной конвенции, поскольку прошел весь маршрут за рулем мотоцикла, не
имея даже водительского удостоверения, так как проспал экзамен. Впрочем, этим
вопросом никто ни разу и не поинтересовался ни в Союзе, ни тем более в
Монголии.
Ну и, наконец, я, автор этих строк, взятый в путешествие в
качестве летописца и обязанный фиксировать все наши славные дела и свершения, а
по совместительству выполнять и должность завхоза. Ни с тем, ни с другим
проблем не возникало. Определенные достижения регистрировались, ну а ребята
готовы были съесть все, что подвергалось тепловой обработке, а когда и так
обходились.
ПРОБЕГ ИМЕНИ 25-ЛЕТИЯ БРАТСКОГО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Как позже я узнал, что
у Коли Павлова была страсть организовывать путешествия в честь кого-то или
чего-то. В этот раз мы странствовали во имя 25-летия Братского
лесопромышленного комплекса. И в этом был глубинный, скрытый от непосвященного
смысл. Во-первых, начальство, от которого многое зависимо, сразу же
проникалось важностью, понимая, что это не самодеятельность какая-то.
Во-вторых, не исключено было, что будет оказана какая-то, материальная помощь в
виде тушенки или некоторой суммы деньжат. С продуктами действительно помогли, а
вот с деньгами не вышло на этот раз ничего. Пришлось самим раскошелиться.
Правда, у нашего
мотопробега было еще одно громкое название, которое, увы, не оправдалось —
«Мото-Гоби-90». Но об этом в свой черед. Красивую эмблему для нас изготовил
(совершенно бескорыстно) архитектор В. Комлев. Есть, оказывается, в нашем
городе, меценаты. Надпись сыграла свою положительную роль, когда приходилось
клянчить на просторах России, Бурятии и, Монголии то запчасть, то канистру
бензина. Глядя на нашу яркую эмблему, встречные и поперечные мягчали и
открывали закрома и сусеки, куда мы запускали свою бестрепетную руку.
Теперь несколько слов о самом маршруте, который нам предстояло
проделать. Мы должны были через Иркутск, обогнув Байкал, добраться до Улан-Удэ,
затем через Кяхту выйти на Улан-Батор. Дальше путь лежал в пустыню Гоби, после
чего, переправившись через озеро Хубсугул, мы рассчитывали войти в Советский
Союз через пограничный поселок Монды.
Маршрут планировали
пройти максимум за три недели, а общая его протяженность составляла около 5000
километров. На карте это выглядело как весьма красивая окружность, которую
можно было обвести пальцем быстрее, чем за минуту.
НУ, МЫ ПОЕХАЛИ
Итак, первого июля мы
тронулись в путь и уехали аж за Тулун, где у нас и произошла первая поломка.
Встал железный конь у Руслана. Как показалось некоторым пессимистам, а им был
я, он не просто встал, а, грубо говоря, издох. Позже выяснилось, прогорел один
цилиндр, отказало реле и начал барахлить генератор. Но советские люди так
просто не сдаются, ведь они всей своей жизнью научены бороться с трудностями,
потому, видно, у нас в стране так много рационализаторов и изобретателей,
которые с помощью изоленты, кувалды и отбойного молотка способны творить
чудеса. Короче, до Иркутска мы доехали, а там нас ждали лучшие друзья
советских мотоциклистов — сотрудники ГАИ, которые любезно позволили
поковыряться на своей свалке Павлову. И он нашел там то, что искал и то, чего
так жаждал мотоцикл Руслана.
Нужно сказать, что и в
Улан-Удэ тоже есть хорошие милиционеры и свалки разбитой техники. Там мы
обзавелись головкой блока цилиндров на все тот же Русланов мотоцикл.
НА ПОСТУ ПОГРАНИЧНИК СТОИТ
Ради экономии времени
опускаю детали путешествия по родной стране. Описания березок, закатов и восходов
рекомендую прочесть в книжке какого-нибудь лирического поэта. Это все ушло сразу
на второй план после того, как нам в Кяхте на пропускном пункте сделали прививки
от чумы, как позже объяснили, в целях профилактики. Поле того, как мы заверили
недоверчиво разглядывающего нас таможенника в том, что оружие, наркотики и порнографию
мы отказываемся вывозить из родной страны, нас очень быстро, буквально в
течение двух часов, пропустили через КПП.
Так мы стали
иностранцами, и случилось это 5 июля. А через сутки мы уже были в столице
Монгольской Народной Республики. Поставили на городской окраине палатку,
раскочегарили свой примус и принялись пить чай. Но тут подошел какой-то местный
ответственный товарищ и предупредил, что на этом месте скоро будут проходить
скачки и массовые народные гуляния в честь национального праздника монголов и
нас могут запросто затоптать конями или верблюдами, и никто при этом даже
фамилии не спросит. Выяснив, что все это произойдет не нынешней ночью, мы
решили все же рискнуть и остаться на ночевку с тем, чтобы с первыми лучами
зари триумфально войти в столицу. Что дальше нам предстояло испытать, неясно
было никому.
САНБАЙНУ, КАМПАНА
Итак, мы вступили на землю
Монголии. Наша экспедиция активно готовилась к встрече с местным населением,
изучая монгольский язык, успехи были просто потрясающие — практически сразу
удалось запомнить слово «санбайну» — здравствуйте. Кроме того, Горбовский,
вспомнив молодость (а он когда-то служил в МНР), извлек из своей памяти слово
«кампана», что по-русски могло означать широкий спектр понятий, начиная от слов
«друг», «приятель», и кончая таким универсальным выражением, как «мужик»…
Этого словарного запаса нам вполне хватило. Умело оперируя им,
можно было вполне поддержать оживленную беседу. Правда, Павлов не захотел этим
ограничиваться и, загоняя куда-нибудь в угол наших новых знакомых, пытливо
выспрашивал у них, как по-монгольски будет звучать то или иное слово. Чуть позже
он даже приобрел русско-монгольский разговорник, который нам так и не
понадобился. На наше счастье многие монголы вполне сносно говорят на русском,
который до недавнего времени преподавался в школах как основной иностранный
язык. Долго задерживаться в Улан-Баторе мы не собирались. Предполагалось
провести в столице день-два и тронуться в дальнейший путь. Однако, ситуация
резко изменилась после того, как мы встретились с руководством спортивного
клуба улан-баторской железной дороги, по приглашению которого мы очутились в
Монголии. Нам предложили остальную часть нашего маршрута пройти совместно с
монгольскими мотоциклистами. От такой возможности грех было отказываться,
поскольку дальнейшее наше путешествие существенным образом облегчалось.
Автоматически решалась проблема с горючим, которое до этого момента, мы
нахальным образом выпрашивали у наших военных и гражданских специалистов,
которых в Монголии еще было достаточно, но с каждым днем становится все меньше.
Кроме того, появилась уверенность в том, что мы поедем в ту сторону, куда
планируем, а не туда, куда ведет дорога. А это очень серьезная трудность для
новичков в Монголии хотя бы потому, что в степи почти столько же дорог, сколько
водителей.
Это плюсы, которые мы извлекли из нашего международного
соглашения. Но были и минусы. Они заключались в следующем: во-первых, наша
группа появилась в Улан- Баторе за два дня до национального праздника монголов
— надом, который длится три дня. А это означало, что раньше, чем через неделю,
мы не могли тронуться в путь. Одновременно становилось ясно, что в оставшееся
время весь планируемый маршрут нам не пройти. Тогда и было принято решение
пожертвовать пустыней Гоби, но зато посмотреть, как отмечают свой праздник
монголы.
Устроили нас наилучшим
образом в гостинице. В нужный день нас подняли с утра пораньше и повели на
главную площадь столицы, где должны были состояться военный парад и
демонстрация. Не знаю, по какой причине мы сподобились такой чести, что
оказались на трибуне для иностранных гостей, вблизи от политического руководства
МНР и в непосредственной гуще иностранного дипломатического корпуса.
Смокингов, понятное дело, мы с собой не захватили хотя бы по той причине, что
у нас их отродясь не было. Особенно живописно смотрелся наш владелец
крейсерской яхты — Коля Горбовский, в своих непромокаемых штанах с
кавалерийской нашивкой, где надо. Он мило присоединился к какой-то даме,
прибывшей то ли на американском, то ли на английском дипломатическом
автомобиле, и, как мне показалось, завязал с ней какую-то светскую беседу. Таким
людям всегда есть о чем поговорить, скажем, об Азорских островах...
Между тем военные демонстрировали свою несокрушимую мощь, а
затем наступил черед гражданских лиц. Кстати сказать, перестройка в Монголии
идет довольно бурно. Многие из тех, с кем удалось побеседовать на эту тему, убеждены,
что все проблемы решаются достаточно просто — стоит только создать побольше
политических партий, а их уже в МНР зарегистрировано шесть на полтора миллиона
населения, Одним из секретарей новой партии, как я выяснил, стал Мурат, мой
однокурсник по Иркутскому университету, однако увидеться с ним не удалось,
так как приближались выборы в Великий Хурал, и он постоянно был в разъездах. И
всё же демонстрация показала всю палитру новой политической жизни страны.
Рядом с портретами Маркса и Ленина можно было увидеть партийные флаги,
транспаранты, выполненные старой монгольской графикой. При всем разноцветии
флагов и лозунгов демонстрация проходила довольно организованно, без всяких
эксцессов типа тех, что случились у нас не так давно на Красной площади.
Как выяснилось,
происходящее на площади Сухэ-Батора было еще не праздником, а только его
преддверием. Основные торжества развернулись на центральном стадионе, где нас
ждало грандиозное театрализованное представление. Все увиденное описать
невозможно, остановлюсь только на самом сильном впечатлении, оставшемся в
памяти. Под звуки какой-то тяжелой мелодии на арену выехали сотни две
всадников, одетых в грубые шерстяные рубахи, на которые были нашиты
металлические пластины. На некоторых воинах были кольчуги. На головах —
меховые шапки с конскими хвостами и шлемы. В руках — топоры и копья, за поясом
— сабли, за спиной — луки. И вот эта серая людская масса, пустив рысью своих
некованых низкорослых лошадей, сделала несколько кругов по стадиону. Нетрудно
было представить себе, как много лет назад шли эти мрачные отряды на Хорезм,
Пекин, Самарканд, Москву и не было силы, способной их остановить.
Это великое прошлое народа, о котором стало возможно говорить
только в последнее время. Сейчас в Улан-Баторе можно свободно купить значок с
изображением Потрясателя Вселенной. Югославы даже строят гостиницу, которая будет
носить имя Чингисхана. Ее огромные окна — черные.
Как я уже сказал,
праздник длился три дня. И три мужских начала лежали в его основе. Монголы
состязались в борьбе, стрельбе из лука и скачках на лошадях. Последний вид
соревнований проходил как раз на том поле, где мы останавливались на первую
ночевку.
У МОТОЦИКЛА НЕТ КРЫШИ
Увы, этот факт приходится
признать скрепя зубы. Но именно по этой причине путешествие на мотоцикле
отличается от любого другого вида передвижения. Можно, конечно, ездить и в
автобусе, но эффект будет не тот. Стекла салонов отделяют пассажиров от жизни,
придают ей какую-то ненатуральность. К тому же тянет на сон, а тут попробуй
усни, когда в глаза бьет «и снег, и ветер, и звезд ночных полет».
Вообще-то, мы
собирались в пустыню. Лично я больше беспокоился о том, как бы голову не
напекло. Жарко ведь там должно быть. Но, как выяснилось, нужно было думать о
том, как бы не замерзнуть. Стоило только пересечь границу, как хляби небесные
разверзлись, и дождь стал нашим постоянным спутником. Если он не лил с утра,
то шел после обеда или к вечеру обязательно. При скорости в 60-70 километров
уже через полчаса вода надает хлюпать в сапогах и становится даже как-то
скучно.
Порой мы шли под дождем по нескольку часов. Только встав на
ночевку, можно было чуть-чуть обсушиться и обогреться. Впрочем, и это
удовольствие не гарантировалось. Иной раз на сотню километров в округе не было
деревца для того, чтобы развести костер. В такой ситуации выручал трудяга-примус,
кроме того, как говорится, у нас с собой было... Немного, но чтобы согреться —
хватало. И, что самое удивительное, ну хоть бы кто чихнул за время похода.
ИСКУССТВО ПИТЬ КУМЫС
После того, как к нам
присоединились трое монгольских мотоциклистов, жизнь стала более
разнообразной. Завидев издали юрты аратов, мы рулили прямиком к ним. А спустя
несколько минут, обычно уже сидели на полу вокруг очага и принимали из рук
хозяина чашу с кумысом, которая, как правило, шла по кругу. Желающих посмотреть
на то, как русские пьют монгольский национальный напиток, всегда набивалось
полная юрта. Сначала мы пили кумыс потому, что под такими пристальными
взглядами этого нельзя было не сделать, а позже — потому, что понравилось.
Правда, меня до сих пор мучает вопрос, зачем нужно бросать в кумыс спички.
Нужно отметить, что в каждом районе Монголии напиток имеет свой вкус, но
эффект дает одинаковый: будто выпил бокал шампанского.
Коль уж затронута кулинарная тема, то я позволю себе ее
несколько развить. Монгольский стол скромен. Здесь не увидишь изысканных яств и
разносолов. Это и понятно — кочевник долго не задерживается на одном месте,
ему некогда выращивать картошку или пшеницу. Хлеб монгола — мясо. Его обычно
варят большими кусками в казанах и едят, отрезая по кусочку у самых губ. В
последнее время возникли некоторые трудности с продовольственным снабжением
горожан — их ограничили двумя килограммами мяса в день на человека. Но, может
быть, я что-то не понял... После еды принято пить зеленый чай с молоком,
приправленный бараньим жиром и солью. Привыкнуть можно. К чаю подают сушеный
сыр, густые сливки. Одним словом, кочевник питается только тем, что дает ему
стадо, а это мясо и молочные продукты. Хотя витаминов в рационе у монголов
почти нет, у всех без исключения кочевников ослепительно белые зубы.
Есть еще один продукт, который местные жители называют «хитрой
водой». Действительно, по цвету она похожа на воду, по вкусу на молочную
сыворотку, а по действию (в больших количествах) на самогон. И что странно,
эту воду получают тоже из молока.
БУНТ НА КОРАБЛЕ
Наша команда
собиралась, что называется с бору по сосенке. Мы перед отъездом едва были
знакомы, но у каждого был свой характер. А у нашего командира, Н. Павлова —
особенный. На первых порах все сносили его терпеливо, а затем начали зреть
заговоры и интриги. В основном тяжба шла вокруг вопроса: где останавливаться на
ночевку. По простоте душевной, большинство полагало, что это следует делать в
удобных местах. Однако у Павлова было свое видение проблемы: выслушав наши
предложения, он задумчиво произносил: «Сколько человек — столько и мнений».
Подразумевая, что мнений-то действительно много, да правильное одно. Понятно,
чье. Несколько раз проскочив мимо редких речушек и лесков и заночевав в чистом
поле, коллектив созрел для борьбы за свои права. Выглядела она так: ближе к
ночи из колонны вырывался мотоциклист, рулил туда, куда считал нужным и
начинал демонстративно разбивать палатку и разводить костер. Остальные,
помявшись, присоединялись к нему. Впрочем, все это только вносило разнообразие
в нашу кочевую жизнь. До серьезных обид дело так и не дошло.
ТАМ, ГДЕ ПЕХОТА НЕ ПРОЙДЕТ
Я уже однажды как-то
вскользь рассказал о дорогах Монголии. Но эта тема требует к себе более
пристального внимания. Дороги в МНР в основном грунтовые, по ним-то мы и ехали.
В степи водителю раздолье, куда хочешь, туда и поезжай, только смотри не попади
в торбаганью нору.
Но там, где местность пересечена склонами и оврагами, начинаются
мучения. Особенно болезненна езда по дорогам, идущим с правым уклоном. Коляска
мотоцикла норовила опрокинуться, и водителю трудно было удержать руль в руках.
А седоку постоянно приходилось висеть над коляской, придавливая ее своим весом
к дороге. В один прекрасный момент Коля Горбовский не смог справиться с
управлением, коляска отстегнулась и выстрелила автором этих строк, как из
катапульты, в бездонное небо Монголии. Замечательные впечатления от свободного
полета были как-то смазаны приземлением. Хорошо, что оно пришлось не на
голову... Все зажило очень быстро. Других трагедий и катастроф за все
путешествие пережить не пришлось.
Помучились мы и в горной части Монголии. Таких тяжелых
перевалов мне видеть не приходилось. Дорога носила весьма условное название.
Когда шли дожди, она попросту превращалась в русло реки. А я уже говорил, что
дожди в далекой, но такой близкой нам стране, идут каждый день.
На отдельных участках мотоциклы приходилось тащить буквально на
руках. Но какое же было счастье, когда мы добирались до вершины перевала.
Видимо, такие же чувства испытывали все, кто проезжал по тем местам. По
монгольской традиции на самых высоких отметках выкладываются туры, и каждый
путник должен был положить в него свой камень. Иногда эти сооружения поднимались
в рост человека. Кроме камней, в них можно было обнаружить самые неожиданные
вещи: мелочь, спички, тряпочки, пустые бутылки, бараньи черепа и многое
другое.
ЛЮДИ И БОГИ
Монголия очень поздно
отдалилась от язычества. Только в XVII веке была принята официальная религия.
Ею стал буддизм. Монголы — нация веротерпимая. Некоторые историки считают, что
это обстоятельство в свое время спасло Русь. Орда, не только не уничтожила православную
церковь, но даже позволила ей укрепить свои позиции, что, якобы, оказалось
решающим фактором для формирования русского государства и освобождения его от
татаро-монгольского ига. Впрочем, что не стали делать, монголы, вполне удалось
воинствующим безбожникам. Особенно нашу небольшую экспедицию поразил факт, с
которым мы столкнулись, подъезжая к Кяхте, знаменитому когда-то русскому
купеческому центру. У дороги стоял небольшой одноэтажный деревянный городок, а
над ним высился каменный храм.
Хоть мы торопились, но
решили заглянуть в него. Это было ужасное зрелище. Церковь снаружи еще
сохранила свои благородные очертания, но внутри ее был не склад, и даже не
клуб, а скотный двор. Российские купцы, строившие ее, наверно, перевернулись в
своих гробах от такого святотатства.
Монголы, следуя в фарватере нашей политики, тоже особо не
церемонились со своими священнослужителями. В 30-е годы разрушались дацаны
(монастыри), уничтожались ламы. Размеры геноцида были просто фантастическими,
ведь в Монголии каждый третий мужчина был монахом. К началу перестройки в МНР
сохранилось только два действующих монастыря.
Сейчас все по иному. Мы попали в древнюю столицу Монголии
Хархорин. Здесь, по соседству с огромной ханской юртой, от которой остался
только мраморный фундамент, разместился буддийский дацан, первый на территории
Монголии. До недавнего времени в этом храмовом комплексе был музей, а сейчас
несколько зданий отдано ламам. Желающие могут поприсутствовать на молитве. Мы,
конечно, воспользовались этой возможностью.
В небольшом помещении на скамьях сидели старые и молодые ламы и
в унисон что-то напевали, аккомпанируя себе на маленьких барабанчиках и
огромных морских раковинах. Каждому посетителю старик, замотанный в пурпурную
ткань, давал ложечку благовоний.
Монголы хоть и приняли буддизм, но и от своих старых богов
полностью не отказались. На каждом, более-менее заметном бугорке можно увидеть
культовые сооружения из камней. В прошлый раз я о них уже упоминал. Наши
монгольские друзья объясняли нам, что это маленькие модели того, как
создавалась земля. Однако молодые монголы, уже многого не знают и позволяют
себе то, чего никогда не сделают старики.
И еще одна традиция,
присущая не только монгол, но и бурятам. Прежде чем выпить что-либо крепче
чая, несколько капель влаги разбрызгивают на четыре стороны. Мы тоже
попробовали это сделать, и удача нас не покинула.
ЧТО ЕСТЬ?
Что-то описание нашего
путешествия подзатянулось. Будем заканчивать. Но прежде рассмотрим тему,
которая одинаково волнует и тех, кто живет пo эту сторону границы, и тех, кто
по ту. Классический вопрос по приезде из уст соотечественников звучал так:
«Что привез?» Ответ: «Массу впечатлений!» не удовлетворяет никого, а порой
даже обижает. Увы, похвастаться покупками не получилось. На сто рублей, которые
каждому из нас обменяли, можно было, конечно, скинувшись купить пару-тройку
лошадей, но как их потом держать в квартире? Помаявшись немного со своими
четырьмястами туграми, наши мужики решили употребить их в дело со всей
хозяйской сметкой, на которую только были способны. На половину денег они
купили книги, кстати сказать, в наших магазинах таких днем с огнем не найдешь.
А на другую — шампунь. Естественно, свои приобретения они сложили в одну кучу,
естественно, это добром не кончилось. На последующих привалах основным
развлечением была сушка книг и спасение их от въедливого шампуня. Я же крепился
до последнего, надеясь найти где-нибудь в захолустье такого дурачка, который
бы продал по дешевке медную или бронзовую фигурку Будды. Как оказалось,
совершенно напрасно: не было ни того, ни другого. Перед самой границей пришлось
бездарно растратить кровные тугрики на что попало.
Эх, жаль, не было
среди нас ни кооператоров, ни коммерсантов, а то бы они развернулись. На
каждой стоянке нас обступала толпа местных жителей и задавала свой актуальный
вопрос: «Что есть?» Мы честно отвечали: «Ничего». На нас понимающе смотрели —
людям хочется поторговаться, и начинали прицениваться к мотоциклам, спальным
мешкам, палатке, примусу, топору, одежке. Но все переговоры заканчивались
одинаково безрезультатно.
В общем-то, монголы,
даже по нашим понятиям, живут небогато. Средняя зарплата где-то в 200 тугров
(по официальному курсу — около 50 рублей). Примерно столько стоит баран.
Правда, у каждого кочевника свое, порой очень большое стадо. В глубинке одеты
все примерно одинаково: халат, сапоги и шляпа с резиночкой под подбородок.
Национальная одежда и быт кочевников очень утилитарны, отшлифованы веками. Но
прогресс проник и сюда — с удивлением мы замечали у юрт миниатюрные бензиновые
электростанции таких известных фирм, как «Ямаха», «Хонда». Ребята просто впадали
в транс от этих штук — в хозяйстве очень нужная вещь. Однако, видит око, да зуб
неймет.
ХУБСУГУЛ — ЭТО ЗДОРОВО
Kaк Россия гордится
Байкалом, так Монголия — Хубсугулом. Кстати, эти озера — братья. У них одно
происхождение, схожая природа, и они даже связаны между собой рекой Селенгой.
Правда, меньший братишка выглядит гораздо лучше. Техпрогресс еще не успел добраться
до Хубсугула и испохабить его берега и воды. Это, вероятно, последний
естественный заповедник, сохранивший свою первозданную красоту. В принципе,
мы не собирались долго задерживаться на берегу озера, думали, полюбуемся
день-другой красотами, а затем на паром и домой! И мы торопились в Союз, и у
наших монгольских друзей кончались краткие отпуска. Прощанье было трогательным,
невинной жертвой его пал баран, зарезанный и разделанный мастерской рукой за
считанные минуты. Старший монгольской группы Иштандов сделал вокруг нас
прощальный круг, положив мотоцикл почти на землю и высоко задрав коляску, а
затем пустился вдогонку за своими парнями, пылившими далеко впереди.
Мы остались одни и, как позже выяснилось, надолго. Весь флот
Хубсугула, состоящий из буксирного теплохода и двух нефтеналивных барж, стоял
на приколе. Никакой регулярной паромной переправы и в помине не существовало.
На вопрос, когда буксир отправится на другой берег, капитан флагмана
оптимистически отвечал: «Завтра». Длилась эта история ровно неделю. И все это
время мы провели рядом с причалом, боясь, как бы нам не опоздать на рейс.
Позже мы свыклись с этим резиновым «завтра» и начали искать
каких-либо развлечений. Секретарь местной ячейки ревсомола (вроде нашего
комсомола) предложил культурную программу, состоящую из просмотра идеологически
выдержанных видеофильмов. Но это вечером. А днем можно было знатно порыбачить.
Я сейчас такое расскажу, от чего у заядлых рыболовов может случиться инфаркт.
Прошу слабонервных удалиться. Рыба в озере буквально кишит. Монголы ее
практически не ловят, а больше некому. В первый же раз мы добыли трех налимов.
Вот таких! Представили? А теперь то, что представили, увеличьте в два раза.
А потом начали ловить рыбу, название которой не удалось выяснить. Похоже, это
была форель. Одним словом, Хубсугул — рай для рыбаков и даже для таких
неумелых, какими были мы.
Наконец свершилось:
рано утром нас разбудил гудок буксира. Капитан все-таки решил, что «завтра» уже
наступило. Несколько часов потрясающего плаванья по потрясающему озеру надолго
останутся в памяти. Вот когда чувствуешь себя букашкой на ладони мироздания.
Красота неописуемая. Удастся ли ее сохранить?
Между тем до границы остались считанные километры, но она уже
была на замке. Предстояло провести последнюю ночь на монгольской земле.
ПУСТИТЕ НАС ДОМОЙ!
Еще задолго до того,
как мы приблизились к советской границе, до нас стали доходить тревожные слухи
о том, что из Монголии никого не выпускают. Якобы наши ветеринары обнаружили
какую-то чуму или холеру у скота и закрыли границу на карантин. Наше
путешествие и без того затянувшееся грозило перерасти в нескончаемое. По правде
говоря, к этому времени все мы досыта наелись экзотикой и страсть как хотелось
попасть домой. Истомились мы по соотечественникам, по родным бюрократам,
крикливым продавщицам, сочному народному говору. Перспектива проделать обратный
многотысячный маршрут никого не радовала.
Некоторые экстремисты, а они быстро обнаружились среди нас,
предлагали два возможных выхода из создавшегося положения. Первый — в тихую
перейти границу. Второй — объявить громкую голодовку и выдвинуть категорическое
требование впустить нас в СССР.
Первый вариант отпал
сразу же — на мотоцикле тихо границу не переедешь. Второй тоже оказался
сомнительным. По моим завхозовским наблюдениям самое большее, на что мужиков
хватило бы, так на то, чтобы отказаться от полдника.
К счастью, мы не дали
пищи вражеским радиоголосам. Граница вот уже два дня, как была открыта. Правда,
по заставе ходил прапорщик, злой, как его четырехногий друг. Дело в том, что
пограничники отрыли огромную канаву и взяли ее в бетон, что влетело в
несколько тысяч рублей. Это сооружение необходимо было для того, чтобы проводить
дезинфекцию. Как позже выяснилось, нужды в этом не было. Старшина заставы
мучился от того, что не знал, на кого списать убытки. А как пострадали те
несчастные, которых «потрошили» на КПП до нас! У них отбирали все продукты и
уничтожали их в большой яме. На нас сразу повеяло чем-то родным и близким.
Таможня в этом
захолустном пропускном пункте явно скучала без дела и поэтому решила немного
развлечься. Что у нас искали два часа подряд — трудно сказать. Если бы нас
предупредили заранее, то мы бы припасли хоть что-нибудь, а то ведь безрезультатный
труд убивает в человеке творческое начало, делает его жизнь бессмысленной.
Одним словом,
пограничникам и таможенникам деваться было некуда, и нас впустили в Союз. Вот
все говорят, что выехать из него трудно, а вы попробуйте въехать!
Дальше все было просто, Мы прикидывали уже, что через два дня
будем в Братске. Однако железная лошадка Руслана Дубова, мужественно перенесшая
поход по Монголии, ступив на родную землю, сразу же показала свой норов. На
ней опять сломалось все, что только могло. Мотоциклом этот агрегат трудно
было назвать. Скорее это был уже велосипед. Но дома и стены помогают, а тем
более ГАИ. Вопрос урегулировался по старой схеме. Последний бросок был
неудержим.
Жаль, что в наших
пятиэтажных домах нет каминов. Какая прелесть, сидя у огня, вспоминать с
соратниками минувшие дни и битвы, где вместе рубились мы. Но пройденный нами
маршрут ни для кого не заказан. Так что дерзайте!
Июль-август 1990 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.